?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта постановка удивительна многим.
Тем, что встретились один из лучших наших театральных художников Александр Головин и один из самых известных наших театральных режиссеров Всеволод Мейерхольд.
Тем, что это  спектакль был одним из самых дорогих и пафосных. Он даже готовился почти 10 лет с 1908 по 1917.
Тем, что премьера случилась как раз в день Февральской революции и стала прощальным спектаклем императорского Александринского театра.  В сцене "панихиды" было нечто символическое.
Тем, что он как феникс возрождался из пекла несколько раз и существовал и после смерти Головина в 1930м, и после трагической смерти Мейерхольда.
В сентябре прошлого года Александринка снова объявила о премьере спектакля, который теперь называется "Маскарад. Воспоминание из будущего".
И вот мы решились на семейный поход. Для нас он знаменателен тем, что наша бабушка маленькой девочкой успела посмотреть довоенный спектакль, который шел еще в 1941 году до эвакуации театра.  Тот спектакль уже немного отличался от мейерхольдовского оригинала, немного измененного режиссером Н.В. Петровым. Но еще сохранял очень многое, в том числе размах того действа, которое поразило зрителей в тот первый день революции, когда они пробирались к театру под пулями.
Спектакль восстановлен частично. Даже по отдельным сценам можно представить себе былой размах, хотя получаешь некоторое разочарование от падения театрального искусства, от того, что Лермонтов купирован и сама сцена маскарада с обилием персонажей в масках отстутвует и заменена небольшой пантомимой. И нет Юрьева с его бархатным голосом в роли Арбенина. И много чего. Но то немногое, что есть,  позволяет дофантазировать остальное.

DSC_8100.jpg

Мейерхольд появился в Александринском театре как раз благодаря протекции Головина,  точнее сказать, он только сообщил директору театра Теляковскому, что Мейерхольд свободен. Теляковский сам рассказал об этом в воспоминаниях так:
«Когда художник Головин пришел ко мне в кабинет и сообщил, что Мейерхольд в театре В. Коммиссаржевской рассчитан, – ибо там чуть всех не перестрелял, до того увлекся новаторством, – то я, не посоветовавшись даже со специалистами, с которыми всегда в художественных вопросах советовался, попросил Головина вызвать ко мне Мейерхольда, – а когда он спросил, зачем, – я ответил, что должно быть человек интересный, если все ругают."
Конечно, императорский театр менее всего подходил для новаторских идей режиссера, но тем не менее он ставил там спектакли и вместе с Головиным "Дон Жуана". Первая же их совместная работа так их сблизила, что они стали неразлучны. Внешне они совсем не походили друг на друга: сухощавый, нервный, порывистый Мейерхольд и всегда спокойный и вежливый Головин, с холеными седыми усами, белым кончиком платка в кармане визитки и оставлявший после себя легкий аромат гвоздики.



Но никто в императорских театрах не подходил так друг к другу , как эта пара очень близких по духу людей. Оба они были достаточно рассудочны, интеллигентны и художественно эрудированны.  Оба были одинаково талантливы. И несмотря на различие творческих ориентаций, находили общий язык. Головин часто приходил на репетиции, а Мейерхольд участвовал в отборе нужных документальных материалов. Если что-то и было разным, то мирискусническая ностальгия Головина по прошлым прекрасным временам и революционность поисков Мейерхольда, которому был близок гротеск и обостренность.
Возможно, что именно потому спектакль был так удачен. В нем ощущалась крепкая театральная традиция и большой опыт Головина-сценографа и свежее дыхание нового театра Мейерхольда.
"Маскарад " прослыл к тому времени  не сценичной пьесой, написанный Лермонтовым в 26 лет, он никому не удавался и удивлялись отчего именно его выбрали к столетию поэта. А задуман он был задолго до юбилейных торжеств.

Замысленный ими вместе "Маскарад" вынашивался долго, но поставлен был в результате практически за месяц. Удивительно, что Мейерхольд сумел организовать такую постановку, в которой только статистов хора было 200 человек.
Это говорит о том, что спектакль уже сложился в их головах. Головин сделал для "Маскарада" порядка 4 тысяч эскизов. Мейерхольд в течение 6 лет работал с актерами, чертил на бумаге мизансцены. Пускай между репетициями бывало по несколько месяцев, спектакль не выходил из ума.
Строился он с невиданным размахом и масштабностью. Одних занавесов было изготовлено 5 штук для каждой сцены.







Огромное количество костюмов было сшито за короткое время, так-как деньги для пьесы были даны в последний момент.
Он впитал в себя нервозность времени, когда каждый чувствовал, что грядут перемены и старый мир будет рушиться.
Атмосфера спектакля была символико-мистической, немного гофманианской. Петербург лермонтовской эпохи,  холодный мир светского общества сталкивался со страстями и хаосом маскарадного действа. Условность правил с безусловностью чувств.









Интересно был продуман сценический свет. Он был контрастен и добавлял мистики, а в сценах игры в карты свет от свечей словно боролся с окружающей тьмой.



Очень украшала спектакль музыка А.К. Глазунова, специально написанная к спектаклю. Она была и проста, и драматична, и помогала действию.  Зал в доме Энгельгардта, где проходил маскарад, то освобождался, то заполнялся танцующими. Танцевали мазурку, расчленённую пантомимами маскарадного флирта, затем ритурнель, затем кадриль. После того, как опускался занавес,  толпа танцующих еще раз проносилась по сцене.
Романс Нины "Когда печаль слезой невольной..." тоже был украшением спектакля. Оперная певица пела его за кулисами, а актриса играла в полотворота от зрителей.
Спектакль Мейерхольда-Головина был синтетическим действом, в котором причудливо соединились опера ( пел хор), танец, пантомима и трагедия.



Головин создал много бутафорских предметов, очень тщательно и красиво изготовленных.
В театральном музее сохранилось зеркало из спектакля, в которое гляделся Мейерхольд,



Маскарадные костюмы Головина - фантастичны и поэтичны. Как всегда он показывает себя тонким колористом, умеющим соединить много персонажей  в единый ансамбль. Магию костюмов Головина можно объяснить прекрасным знанием особенностей театрального костюма, масштаба деталей, которые должны быть видны из зала на расстоянии и необходимых контрастов, но есть в ней нечто необъяснимое, это то, как он чувствует линии костюма, как составляет сложные гаммы оттенков  в общую палитру спектакля.











Среди персонажей можно разглядеть мирискуснических любимцев: маркизу и маркиза и героев комедии дель арте : Пульчинелла, два Арлекина, Пьеро и Коломбина, без которых не обходились маскарады,







 Здесь был и старец маг и двугорбый шут Нурраддин. Особенно многчисленны были национальные костюмы: китаец, бухарец, татарка, турчанка и черкешенка, "мулатка", норманец, индус, итальянка, испанка, гитана и маркитантка.
По фамилиям актеров и актрис, подписанным на эскизах, легко восстановить тех, кто играл в спектакле.





















Был такой вот златокрылый Амур.



Костюм Амура хранится в музее театра.



DSC_8096.jpg

Были разные "домино".  В спектакле они являются свитой Неизвестного, олицетворяющего смерть, то, что Нина тоже была одета в домино, говорило о том, что она  присоединится к этой череде потусторонних персонажей.





При сравнении с окончательным вариантом костюма можно заметить еще большую зловещую составляющую из-за черного воротника и зеленых треугольников, дисгармоничных с лиловым цветом плаща.



Среди всех были два зловещих фантома, которые привносили в безумие маскарада нотку близкой беды и смерти.

6F6YrzKsrb0.jpg

Костюм "Неизвестного" был создан по мотивам венецианского карнавального домино-баутты. Головин его почти повторил, только сделал еще более зловещим.



Центральных персонажей Головин одевал обычно позже втростепенных, здесь важна была характеристика героев.
Для Звездича была сделана женская масочка,поскольку Арбенин называет его "Купидоном."



Костюм баронессы Штраль особенный - полудомино-полуклоунесса. Ярко-красный с бархатом корсаж, красный капюшон, как у палача, черная газовая юбка, черные перчатки.



Арбенин во фрачной паре и во время маскарада одинок и не смешивается с толпой танцующих, он чужд этой фантасмагории. У Юрьева, игравшего Арбенина на пальце всегда было кольцо-талисман с монограммой Николая Второго. Есть легенда, что его похоронили  с этим кольцом.



Для Нины был выбран белый цвет - цвет непогрешимости. Все её костюмы женственные и нежные.



Платья Нины хранятся в музее театра.



DSC_8087.jpg

DSC_8088.jpg

DSC_8089.jpg

И в театральном небольшом музее рядом с Александринкой.





Эскизы Головина попали в большом количестве в театральный музей Бахрушина в Москве.
Костюмы головинской постановки можно увидеть в музее Александринки.

DSC_8097.jpg

DSC_8093.jpg

DSC_8099.jpg





DSCN0232.JPG

DSC_8094.jpg

Очень многое из спектакля: костюмы, реквизит, жило своей жизнью. То исчезало, то вдруг обнаруживалось. Как и сам спектакль, то исчезающий, то частично появляющийся снова. Его энергетическая сила была так велика, что рассеять её быстро невозможно.

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
terra_ira
22 мар, 2015 18:36 (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Стащила к себе.
knv_37
22 мар, 2015 19:33 (UTC)
Этот спектакль был одним из многих событий, которые сопровождали совершающиеся перемены в русском обществе.
Эти события, которые привели, в конечном счёте, к гибели царской России, и сейчас ещё во многом являются загадочными. Многое ещё закрыто от нас завесой тайны.
Драма на сцене удивительным образом совпала с драмой в истории России.
vita_colorata
22 мар, 2015 20:48 (UTC)
Многое и не откроется.
knv_37
22 мар, 2015 20:56 (UTC)
Согласна с Вами! Театр и жизнь порой так тесно переплетаются! Взять, например, Александра Бенуа...
Кто он был на самом деле? Почему ему были предоставлены такие широкие полномочия? А ведь не самый лучший был театральный художник. Может, конечно, я и не права.
И до Февральской революции преуспевал, и после в тени не остался.
vita_colorata
22 мар, 2015 21:04 (UTC)
А чем Бенуа плох ? Он хорошо знал театр, был большим его любителем. И хорошо знал историю искусств, путешествовал. Головину тоже помогало то, что он многое видел своими глазами и рисовал со знанием дела.
knv_37
23 мар, 2015 08:16 (UTC)
Да нет, я и не писала, что он плох! Но просто роль его во всех событиях крушения империи мне ещё до конца не понятна.
vita_colorata
23 мар, 2015 08:26 (UTC)
Я сомневаюсь, что он как-то влиял на крушение империи.
knv_37
23 мар, 2015 08:55 (UTC)
Из его мемуаров понятно, что он занимал позицию пораженческую в отношении войны 1914 года, заводил знакомства с людьми, которых нельзя назвать друзьями нашего отечества, отличался неприятием политики царской семьи. Сыграл большую роль в судьбе коллекций Эрмитажа после событий 17-го года.
С большевиками у него были самые тёплые отношения.
vita_colorata
23 мар, 2015 09:27 (UTC)
Были бы теплые отношения, не уехал бы так быстро в Париж. А политика Николая Второго была не лучшая. И вообще история наша в то время переживала кризис. Неслучайно 4 Думы за короткий период так и не навели порядок. Николай был хороший семьянин, но не сильный человек. А уж эти его пристрастия к машинам, фотографии, брюлькам, когда страна сыпется !
knv_37
23 мар, 2015 09:52 (UTC)
Тогда ведь быстро всё менялось - сегодня тёплые, а завтра уже холодные...
Архивы до сих пор не открыты.
Николай II во многом был ошельмован и оболган специально.

Дела у России на фронте шли совсем неплохо. Тогда решили всё взорвать изнутри.
vita_colorata
23 мар, 2015 10:09 (UTC)
Он мог быть ошельмован в советское время, но есть воспоминания,написанные в эмиграции приближенными ко двору. Мемуары княгини Ольги Александровны, фрейлины императрицы. По ним понятно, как царская семья была занята своими родственными делами. Многие нюансы говорят больше, чем учебники истории. Например, читала статью с фотографиями о каталогах, которые составлял Николай. Им дарили всякие подарки на праздники. И они дарили, причем покупали на казенные деньги не особенно даже понимая что тратят. На Пасху одаривали семью, приближенных, родственников за границей, на Рождество. И им дарили. И вот он методично вел такой каталог, куда сам зарисовывал подробно как выглядят эти брюлики и писал описание. В стране уже война идет, а он фигню зарисовывает.
Пишут сейчас о том, как они скромно жили и девочек воспитывали в английской манере по спартански, это было. Но при этом у императрицы постоянно стояла в комнате живая сирень, которую она любила. Её зимой привозили из-за границы специально для неё. Много таких нюансов, которые показывают, что они жили своей жизнью, не очень понимая что почем и что в стране происходит.
knv_37
23 мар, 2015 15:23 (UTC)
Я читала очень много мемуаров издательства"Захаров". Сейчас бегло пробежала полку - там только в первом ряду 18 книг. Среди них : Дневники А.Бенуа в 2-х томах, дневник Князя Вл. Голицина 1917 - 1918г., воспом. фрейлины Комаровской (она воспитывала Вел кн. Ирину, дочь Вел. кн. Ксении и Вел.Кн. Александра Михайловича, будущую жену Феликса Юсупова), мемуары Князя Юсупова, дневник Николая II, воспом. Ольги Палей(морганатическая жена Вел.Князя Павла Александровича), Вел.кн. Гавриила Константиновича(сына К.Р.),
Воспом. князя Сергея Волконского(в 2-х томах),Морис Палеолог "Дневник посла", барон Корф(записки), князь Мещерский(воспом.),Борис Савинков"Записки террориста", Зинаида Гиппиус (дневники),Пуришевич В.М.(убийство Распутина, дневник),Распутин(воспоминания дочери Распутина и некоторые его собственные записки).
А из военных : А.А.Брусилов(воспом.), А.И.Деникин(воспом.),П.н.Врангель(воспом.),П.Н.Краснов(воспом.).
и очень много о Русско - Турецкой войне 1877 -1878гг., и о Русско -японской войне 1904 - 1905гг.
Это тоже очень важно.
Приближённые ко двору тоже были разные. Фрейлины императрицы не всегда были к ней доброжелательны. Могли всё, что угодно написать. Одна графиня Комаровская чего стоит! Хоть и графиня, а психология прислуги. Я прочла это всё, и у меня сложилось впечатление, что Николай II вовсе не был таким слабым и безхарактерным, как его обычно нам описывали. А букет сирени из оранжереи могла себе позволить не только императрица.
У них были свои недостатки, как и у всех людей. Но нам трудно понять их психологию. Например, почему он писал свои эти каталоги. Их с детства воспитывали совсем иначе, чем обычных людей. Поэтому нам может что - то показаться странным в их поведении.
gomazkov
22 мар, 2015 21:07 (UTC)
Спасибо.
elefant59
23 мар, 2015 03:44 (UTC)
Спасибо. С вашим постом смотреть передачу гораздо интереснее

"Маскарад без масок". Вариации Валерия Фокина на тему Лермонтова и Мейерхольда (video)
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58611

vita_colorata
23 мар, 2015 09:45 (UTC)
Спасибо. Посмотрела в натуре.
ryzhervind
23 мар, 2015 13:26 (UTC)
Красота!
Хоть бери и шей по ескизам))
vita_colorata
23 мар, 2015 21:30 (UTC)
Вполне можно.
elsa_alma
23 мар, 2015 14:24 (UTC)
Огромное спасибо за доставленную радость!
Мы сейчас как раз готовимся к игре и ставим на ней "Макбета" (я играю Надежду Скарскую, мой друг -- Гайдебурова). Настолько по мыслям пришлось сейчас....

Утащила к себе в контакт.
vita_colorata
23 мар, 2015 21:32 (UTC)
Мне будет приятно, если на что-то вдохновит !
elsa_alma
23 мар, 2015 21:34 (UTC)
Обязательно вдохновит!
И еще раз -- огромное спасибо!
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Profile

vita_colorata
vita_colorata

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner