vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

Бабигон

Забавное название, вроде бы произошедшее от финского Папигондо - пастырский приход, с тех времен, что жили тут финны.  Бабигон или Бабий гон, место, связанное исторически с двумя императорами России - Николаем Первым и Александром Вторым. Один эти места превратил в парк с дворцом, церковью и несколькими деревнями поблизости, которые носили названия по именам царских детей и матери: Ольгино, Марьино, Санино, Костино, Луизино, они и сейчас существуют на карте Лен. области. Другой - встречался в Бельведере со своей любовницей, фрейлиной Екатериной Долгорукой. История даже сохранила дату их первой приватной встречи тут - 1 июля 1866 года.
Каким был Бабигон до наступления советской власти лучше всего описал Александр Бенуа, места рядом с Петергофом были для семьи знакомы и близки по дачным прогулкам и поездкам, отец художника - архитектор Николай  Бенуа  построил в Петергофе несколько зданий и вокзалы в Петергофе, Стрельне, Красном селе и Сергиевке.
Александр Бенуа пишет про Бабигон поэтически и сразу хочется посмотреть на это место, хотя при сравнении многое теперь не найдешь.

"  К  тому  же,  1876  году  относится и мое первое отчетливое воспоминание о пикниках.  Они  предпринимались  всей нашей семьей, иногда с участием и других знакомых  семей.  Самой  характерной  для Петергофа и самой обыкновенной целью таких пикниковых экспедиций были Бабигоны.
    Откуда  взялось  это  название,  кажется  не  выяснено.  Возможно, что тут произошло такое же искажение какого-либо финского слова, как то, что привело к образованию  пышно  великолепного  названия Царское Село из скромного финского Зариц.  Во  всяком  случае,  слово  Бабигоны  могло способствовать образованию известной  игры слов, а уже от этой игры слов образовался и обычай производить на  Бабигонских  высотах "бабьи гонки". Впрочем, приезжавшие сюда в колясках и ландо гоняли не столько взрослых баб, сколько девчонок и мальчишек.
    Ехали  туда  целым  караваном  и  непременно  с прислугой, с самоваром и с огромными  корзинами.  В  одной из этих корзин были сложены угощения и вина, в другой  призы  для  гоняющихся: пестрые шелковые ленты, платочки, бусы, купоны ситца,    а    также   гостинцы   на   особый   деревенский   вкус:   пряники, леденцы-монпансье,   стрючки,   орехи.   Благодаря  этим  гостинцам  лето  для Бабигонской детворы проходило в непрерывном лакомстве, и, пожалуй, здесь легче было найти ребенка окончательно пресыщенного сладостями, нежели в городе.
    Конечной  целью  Бабигонского пикника была самая деревня, расположенная по гребню  довольно высокого холма, в нескольких верстах на юг от Петергофа. Но и путь  до  Бабигон  представлял  (особенно для меня и моих сверстников) большой интерес, так как он был украшен всевозможными достопримечательностями. Сначала надо было ехать длинной Самсониевской аллеей, по среди которой в канале лежали
фонтанные  трубы  (это  был  тот  самый  канал,  куда  свалился  шарабан  дяди Митрофана, причем чуть не погиб кузен Женя Кавос).
    На половине своего протяжения аллея прерывалась железнодорожным полотном и тут,  если  шлагбаум  был опущен, надлежало ждать прохода поезда. Упиралась же Самсониевская аллея в павильон Озерки, похожий на тот, который украшал Царицын остров.  Оба  мне  представлялись верхом роскоши, а позже эти здания, типичные для  немецкой  архитектуры  середины  XIX  века  (их строил любимый архитектор Николая I - Штакеншнейдер) казались мне точным воспроизведением древне-римских вилл.  Традиция  требовала остановиться у Озерков. Все, кроме бабушки и других пожилых  дам,  вылезали  из  экипажей  и шли смотреть мраморную "спящую даму".
Стояла  эта  прекрасная  скульптура  под увитой плющом перголой, жерди которой поддерживались столбами из серого гранита с головами бога Морфея: для того же, чтобы увидать самое спящую красавицу, надо было дать на-чай дворцовому лакею и тогда  он  подымал  подвешенный на блоке целомудренно скрывавший наготу "дамы" кубический  холщевый  колпак.  С  этой же перголы открывался прелестный вид на небольшой  пруд. На его водах, у самого дворцового сада, лет двадцать до моего рождения,   Государь   Николай   Павлович  угостил  своих  гостей  незабвенным спектаклем  балета  "Наяда  и  рыбак", в котором блистала Черрито и декорацией которого служил весь окружающий, освещенный луной и фонариками пейзаж.
    Продолжая  путь  в  Бабигоны,  после  Озерков  покидаешь  парковую  тень и выезжаешь  на  деревенский  простор.  Правда  и  здесь деревья были рассажены группами  и  казались  прибранными  и  причесанными.  Тут  вскоре  на одном из поворотов,  за  речкой  (или рукавом пруда), открывалась Руина - искусственные развалины,  составленные  из  мраморов  старого  собора  св. Исаакия, начатого строиться  при  Екатерине  II  и  затем оставленного. Вероятно потому, что эта петергофская "руина" была первой, которую я видел в жизни, ничто (не исключая, пожалуй,  и  римского  форума) меня так не волновало своей заброшенностью и не производило  впечатления такой печальной оставленности, как именно эти розовые колонны,  торчащие  из-за  чахлых  северных  кустарников  среди  недоступного, окруженного водой островка.
                                       
                                   
    После  Руины  начинался  подъем  к  первому  из  холмов,  оцепляющих с юга Петергофскую  долину.  И  здесь,  на  полусклоне, стоял прямо в поле большущий двуглавый  черный  бронзовый  орел, протягивающий свои свирепые клювы в разные стороны  и впивающийся когтями в гранитную глыбу. Эта черная царственная птица представлялась  мне  тем  огромнее  и  чудовищнее, что неподалеку от нее стоял домик сторожа с садиком, и они казались в сравнении с орлом крошечными.
    В  последующие времена, в разгар моего романа с Атей Кинд, мы очень любили заходить  к  Орлу,  пить  молоко  или  хлебать  простоквашу, закусывая краюхой черного  хлеба  (это  всегда  можно  было  найти  за несколько копеек у милого сторожа-инвалида), но уже прежнего трепета я не испытывал.
    Орел  мне  казался сократившимся, съежившимся, "обезвреженным" - так что я не  пожалел  особенно,  когда  в середине 1890-х годов его сняли с Бабигонских высот  и  перевезли  в Петербург, чтобы поставить, в ознаменование ряда побед, перед полковой церковью стрелков на Кирочной улице.
    Первый  из  трех  Бабигонских  холмов  украшен  дворцом  Бельведер, высоко подымающимся своей колоннадой из синеватого мрамора над всей местностью. И тут пикниковая   традиция   требовала  остановки  и  снова  все,  кроме  старушек, разбредались  по  террасам  сада,  в  котором стояли совсем такие же бронзовые кони,  как  те,  что  украшают  Аничков  мост. А сверху, с балкона Бельведера, открывался  на  все  стороны  прославленный и действительно изумительный вид - вовсе  не  какой-либо  унылый  финский  пейзаж, а самый подлинный российский с нежными  тенями облаков, скользящими по мягко-волнистым полям, с разноцветными золотистыми  нивами,  зелеными  лугами  и  темными лесами. В сторону Петергофа из-за  деревьев  торчала готическая башня "папиного" вокзала и сверкали купола Большого  Дворца,  а вдали за горизонтом яркой звездой в лиловатой дымке, сиял Купол   Исаакия."

И теперь дали, открывающиеся с Бельведера трогают.



Только нет теперь под ногами сбегающего вниз по холму парка, который был создан садовым мастером П. Эрлером.

                                         



Пропали кони Клодта ( их было отлито 6 вариантов и один стоял здесь).

                                       

По легенде они закопаны где-то рядом, но металлоискатель ничего в окрестностях не обнаружил.  По другой версии - вывезены немцами во время войны. Остались лишь пъедесталы из финляндского гранита.



Так выглядела лестница, ведущая от Бельведера
                                         



От орла остался только камень с вмятиной от крепления скульптуры.
История строительства Бельведера началась с освоения этих мест при Николае Первом.



В 30-50 е годы по указанию Николая Первого Бабигонские высоты и территория Большого Сампсониевского канала были благоустроены. Восемь искусственных озер были водохранилищами для петергофских фонтанов, использовался перепад высот между Петергофом и Бабигоном. В отличие от Версаля, где вода подавалась насосами, здесь она шла самотеком. И сейчас говорят, что, если что-то случится с Ропшинским водопроводом, то местные озера способны в течение трех дней обеспечивать водой фонтаны.
В эти годы появились живописные островки, группы специально посаженных деревьев, а затем и павильон и руина. Были облагорожены и деревни. В 1843 году петергофское дворцовое управление приняло на работу Александра Павловича Кожевникова, который разбирался с положением крестьян. Кожевников представил рапорт, в котором отметил, что "...постройки по деревням большей частью в безобразном виде". Уже через год Кожевников докладывает о ремонте 60 ти домов, проведении дорог и постройке Сельского приказного домика. В 1853 году Кожевников издал описание места под названием "Рисунки сельских зданий на Бабигоне",в котором было 11 живописных видов местности в виде раскрашенных литографий.
Сельский приказной домик был построен по проекту А.И. Штакеншнейдера, был он в два этажа с двумя подъездами из семи комнат, в числе которых был кабинет, где хранились планы семи петергофских деревень и печать петергофских вотчин. Дом  был разобран, когда рядом вырос роскошный Бельведер.

                     

Благодаря озерам и каналу, на котором были раньше мостики, Луговой парк под Бельведером был очень хорош.

                    

Теперь сюда тоже с удовольствием приезжают на шашлыки люди. И, может, быть, когда-нибудь павильон Штакеншнейдера будет восстановлен.



К счастью сам Бельведер, что переводится как "прекрасный вид", по сути - охотничий домик, не пострадал сильно во время войны и там сохранились интерьеры в не восстановленном виде, а главное, - уникальный пол, вывезенный из Италии, мозаика времен императора Тиберия, пол - ровесник Иисуса Христа.



Каменный Бельведер начал строиться в 1852 году. Массивный подиум выполнен из розового питерлакского гранита. Главный вход со стороны парка - лестница в два марша, был украшен портиком с четырьмя каритатидами работы А. Теребенева ( автора знаменитых Атлантов Эрмитажа) из серого сердобольского гранита. Кариатиды сделаны по мотивам кариатид Эрехтейона.

                                                 

                                     
Зайдем внутрь Бельведера.





Мраморный зал первого этажа красив, светел и гармоничен. 10 коринфских колонн каррарского мрамора были изготовлены в Италии. Стены облицованы искусственным мрамором.



Уникальный мозаичный пол был перенесен сюда из особняка Лавалей на Английской набережной. Так он выглядел там.
                                                                         



Теперь он красуется здесь и хорошо вписан в общий интерьер.



Остальные полы тоже выполнены мозаикой из камня.



Изящные люстры.



Красивая лестница ведет на верхний этаж
                                     



Зал верхнего этажа.



Здесь можно выйти на балкон и полюбоваться видом.



От Бельведера открывается чудесный вид на церковь мученицы Александры у Церковного пруда.





Рядом с "греческим храмом" была построена пятиглавая православная церковь с шатровой колокольней по проекту того же А.И. Штакеншнейдера в 1851-54 годах. Церковь была посвящена небесной покровительнице царицы Александры Федоровны.  Смета составила 66 118 рублей 85 копеек серебром. Закладка в присутствии императора состоялась 11 августа 1851 года, в основание фундамента уложили камень, доставленный со "святой земли" с берегов Иордана. Император дожил до торжественного освящения храма, но это был последний день  посещения им этих мест. Церковь пострадала во время войны, теперь отреставрирована, раз в неделю здесь проводятся службы, в дальнейшем будет сделана роспись стен и восстановление иконостаса, сейчас она в лесах.



Для желающих посетить Бабигонские высоты :нужно ехать по шоссе на Петергоф, повернуть на Ропшинское шоссе до Марьина, еще раз повернуть до Низина. На карте видна система искусственных озер, которые тянутся до Петергофа. Любители долгих пешеходных прогулок могут пройти пешком от ЖД станции вдоль озер до дворца Бельведер.


Tags: Архитектура, Лен.область, Пригороды Петербурга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments