vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

Фонтан Невинных

Осколок архитектурной истории Парижа - фонтан Невинных стоит неподалеку от центра Помпиду и совсем рядом с форумом Ле Аль, который сейчас переживает очередную масштабную реконструкцию. Недавно я упоминала скульптора Жана Гужона, который был приглашен коннетаблем Анном де Монморанси в замок Шантийи. Фонтан - произведение Гужона и архитектора Пьера Леско, построен с 1547 до 1549 года.
Фонтан не был изначально таким, да и стоял немного в другом месте, у него богатая история, много всего повидал за почти пятисотлетнюю историю.

   

В этом месте на площади Joachim-du-Bellay рядом с фонтаном мы любим назначать друг другу встречи, отсюда удобно пойти-куда-глаза-глядят в любую сторону: хочешь в сторону квартала Марэ, хочешь в сторону Сены или в сторону Лувра, или податься на север...



Фонтан был введен в эксплуатацию к торжественному въезду в Париж короля Генриха II в 1549 году. Художники создали памятники, в основном временные,  по пути следования короля от Порт Сен-Дени до дворца на острове Сите, минуя ле Шатле и собор Парижской богоматери. Рядом с Шатле тогда находилось кладбище Невинных. К стенке кладбища был ранее пристроен фонтан времен короля Филиппа II, он располагался на углу улиц Сен-Дени и нынешней Бергер и имел два разных фасада.

              


              

Стоит по случаю сказать два слова про кладбище Невинных, давшее название фонтану, прижившееся несмотря на попытки переименовать.
Полное название кладбища - Невинно убиенных младенцев.Поначалу на кладбище хоронили бедняков, душевнобольных и ещё не крещённых младенцев. Поэтому кладбище и получило такое название. Это одно из самых старых кладбищ Парижа, всего здесь было захоронено порядка 2 миллионов человек. Очень скоро горожане сделали из некрополя место для свиданий влюблённых или просто место, где можно отдохнуть от городской суеты. Новому монарху Филиппу -Августу это показалось кощунством, и в 1186 году он велел обнести некрополь 3-х метровой толстой стеной с массивными воротами, запиравшимися на замок. Стена просуществовала вплоть до 1780, до своего разрушения.
На рисунке хорошо узнается фасад церкви Сен-Жермен л, Оксерруа, сохранившейся до наших дней.


Кладбище на картине Шарля Луи Бернье.



Теперь новый фонтан стал не просто фонтаном, а трибуной для знати, приветствовавшей короля.
Пьер Леско (1510-1578) , архитектор фонтана , был известным архитектором Парижа времен Ренессанса. Франциск I назначил Леско главным архитектором  Лувра , и  он превратил здание из средневекового замка во дворец в стиле ренессанс. Он работал вместе с Жаном Гужоном над украшением двух фасадов Кур Карре Лувра .

             


Архитектура фонтана был вдохновлен нимфеумами Древнего Рима , сооружениями времен эллинистической истории Рима, которые ставились рядом с источниками, обычно там были фигуры нимф, тритонов, других божеств воды, тема богато развитая во римской архитектуре, если вспомнить фонтан Треви: http://vita-colorata.livejournal.com/432597.html, площадь четырех фонтанов , фонтаны рядом с испанской лестницей.


                                        

Фонтан получил название "Фонтан нимф", о чем до сих пор гласит надпись на его фасаде.



После того, как процессия прошла,  фонтан вернулся к своей обычной фонтанной деятельности : давал воду жаждущим. Из кранов с львиными головами текла вода. В верхней части фонтана была жилая комната с окнами и камином.

В 1787 году , по санитарным соображениям , кладбища Парижа были перемещены за пределы городских стен, поскольку свято место не бывает пусто, тут возникла рыночная площадь. У Пушкина в "Пире во время чумы " - "где стол был яств, там гроб стоит", а тут наоборот.   Рынок Невинных, название осталось в наследство от кладбища был бойким местом.
Фонтан был запланирован на уничтожение , но был спасен  благодаря усилиям писателя  де Куинси, который написал письмо в журнал " Де Пари", призывая сохранить  " шедевр французской скульптуры . "Фонтан был перенесен на середину  рынка , поднят на каменный постамент , украшенный четырьмя львами . Скульптор Augustin Pajou  создал четвертый фасад для фонтана , в том же стиле, что и три других , так -как фонтан стал теперь стоять свободно, не примыкая к стене.
Рынок с фонтаном можно увидеть на многих картинах.






Из-за плохой системы водоснабжения Парижа , фонтан давал мало воды. При Наполеоне Бонапарте был построен новый акведук, и, наконец, из фонтана хлынула вода ,да еще в таком изобилии, что стала угрожать скульптурному оформлению . Поэтому малые барельефы на постаменте фонтана были удалены в 1810 году и помещены в 1824 году в Лувр , где их можно обнаружить.



На этой маленькой картинке можно увидеть как сильно лилась вода.

                                             
   


В 1858 году , во время Второй французской империи Луи-Наполеона , фонтан был перенесен еще раз на свое нынешнее место на более скромном постаменте в центре площади.
Фотография 1860 года Шарля Мавилля.

                                            

Скульптура Жана Гужона очень украсила фонтан.
В 1547 году Жан Гужон ( 1510-1572 ) стал придворным скульптором  Генриха II , и фонтан был одной из его первых ответственных работ . В том же году он сделал иллюстрации к французскому переводу книги архитектуры по Витрувия , одной из главных классических источников архитектуры итальянского Возрождения и французского Ренессанса .
Несмотря на покровительство короля ,  поскольку Гужон был протестантом , то  был вынужден уехать в добровольное изгнание в Италию на время французских религиозных войн, когда  началось  преследование протестантов во Франции.
Гужон был одним из первых французских скульпторов , который вдохновлялся  скульптурой Древнего Рима , в особенности барельефами  на римских саркофагах .
Барельефы Гужона   был также вдохновлены итальянскими художниками , которые приехали, чтобы работать для Франциска I в замке Фонтенбло , Россo Фиорентино (1495-1540) и Франческо Приматиччо ( 1504-1570 ) . Нимфа и морской дракон на фонтане были в  такой  же позе, как нимфа Фонтенбло Фиорентино  в галерее Франциска I замка , а сами формы нимф , их удлиненных тел , узкие плечи и маленькие, высокие груди , напоминали идеализированные женские фигуры из Приматиччо . Живопись позднего ренессанса уже плавно перетекала в маньеризм.




Личный вклад Гужона был в том, чтобы он добавил декоративные завитки к скульптурам , с волнистые драпировки , декор  из морских раковин и хвостов морских существ.



Нимфы Гужона, если не знать время их создания, напоминают красавиц времен бель эпок. Девушек с картин прерафаэлитов с вытянутыми пропорциями, изящных. Томность и игривость их поз, конечно, уже далека от римлянок древних рельефах.

                                                  

                                                  

                                                  



Любопытно, но около фонтана даже проводился бал.

                               

До сих пор фонтан место встреч влюбленных.

                                       
Tags: Париж, Скульптура, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments