vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

Кружева Шантийи.

Так вот, кто заметил в предыдущем посте дважды упомянутое слово "блондовый чепец", возможно задумался, что означает сие слово, однокоренное со словом "блондин". Словарь Ушакова подскажет, что "блонды" сиречь французские кружева и чаще употребляются во множественном числе.  А "блондовым" определялось сделанное из кружев изделие. Впрочем блондовый, как обозначение цвета тоже могло употребляться.
Современный толковый словарь уточнит, что не всякие кружева - блондовые :"  от франц. blonde - золотистая, рыжеватая, русая, белокурая ), кружево из шелка-сырца золотистого цвета, а также белого или черного цвета.
                                                               


                                                       
Шелк-сырец, не отбеленный и не прошедший дополнительные обработки, действительно, желтоватого цвета и не очень ровный, хотя по своему мил, у меня под рукой стоят бобины такого шелка, хорошо могу его разглядеть.  Трикотажники пользуются шелком порядка 20 ти категорий качества.
Но я сегодня пишу не о шелке, а о кружевах Шантийи, из которых часто и делались блонды, блондовые чепцы и многое другое, далее мы познакомимся с историей кружев, ассортиментом и кружевом в коллекциях модельеров.

Тот, кто не изучал глубоко историю кружев, не определит сходу, чем одни кружева отличаются от других, школ много, у них есть свои особенности, иногда мало отличимые. Иллюстрация из словаря Брокгауза и Эфрона подсказывает, что как называется. А названия подсказывают место происхождения кружев.
                                                         



Кружева всегда привлекали дам, да и кавалеров тоже, и высоко ценились. Французы несколько отставали в производстве кружев и стремились наладить собственные производства, конкурирующие с итальянскими.  Одним из центров стал Алансон, где мастерицы освоили приемы венецианского кружева, шитого иглой. Кольбер, министр финансов основал в своем замке Лонрэ около Алансона в 1665 году школу и выписал 30 венецианских кружевниц, которые стали учительницами. Венецианцы были недовольны этим "промышленным шпионажем" и вернули своих кружевниц на родину, однако процесс создания французских кружев начался, через год Кольбер демонстрирует королю первые успехи, а король Людовик 14й издает указ от 1613 года не носить больше фламандские и венецианские кружева. Защитил отечественного производителя. Ко двору стали допускать только в кружевах отечественного производства, которые стали называться point de France.



Видимо, на этом портрете 1685 года Кольбер уже в жабо из французских кружев.



Понятно, что при такой мудрой политике производство французских кружев стало процветать.
Шантийи был одним  центров кружевного производства со своей школой. Плетеное кружево существовало во Франции с 15 века. Изначально ручное, позже , в 1870 году оно было переведено на машинную основу, но и тогда было недешевым.
Плетеное кружево выполнялось вручную на специальной подушке небольшими фрагментами, которые, в случае необходимости соединялись незаметно в большие полотна. Сетка первоначально была ромбовидной и называлась "point Chant" или "point de Paris".
На выставке в замке Шантийи представлены разные виды кружев, без подписи определить сложно где какое.




Затем, в конце XVIII - начале XIX века, появилась сетка в виде сот, которая напоминала популярное тогда алансонское кружево.
К сожалению, на портретах сложно углядеть какими именно кружевами, шантийи или алансонскими отделаны туалеты дам, но можно понять, как использовались кружева.  В эпоху рококо ими декорировали вырезы и рукава.
Юная Мария Антуанетта.                                                 

 

Взрослая Мария Антуанетта.



Поскольку кружево было очень дорогим и символизировало для простого народа жизнь в роскоши, то в момент революции была казнена не только королева, её кружевницы тоже поплатились жизнью.

Фрагмент портрета Дрюо.



Эрмитажный портрет Грота : 16 летняя Екатерина Великая.



Общество было тогда" кружевным", как на картине   испанского художника 20 века Хуана Пабло Салинаса Теруэля.  



Софи Жюстин на портрете Наттье, которого Петр первый звал да дозвался в Петербург. 1746 год.                                                                     

 

Мадам Сен По. Художник Лотар.

                        
                                                        
Мужчины тоже себе не отказывали в удовольствии носить кружева, популярными стали жабо, отделка из сложенного куска ткани или кружев.
Ничего, что в латах, но всё равно при кружевах. Галантный век !                                                     

\
                                                 





Жабо только к 1840 году проникло в женскую одежду и с тех пор периодически входит в моду.
Дамы с жабо встречаются на портретах Ренуара, тогда это было модно.                            




Любовь к кружевам задушить во время революции конечно не удалось. Наполеон возродил промысел.  А вскоре эпоха романтизма снова вернула глубокие вырезы, обрамленные кружевами , рукава с кружевами и пышные юбки, кружевные воротники, шали и прочее.




И кружевные веера. Кружево и там прижилось.




И кружевные зонтики.


                                                                       
Кружева из Шантийи начали называться по имени города достаточно поздно, когда их основное производство было уже в Кане, Байе и Пюи в конце 18 и 19 веке. В это время французские кружева уже покорили всю Европу, вовсю экспортировались и ценились.
Легкое и прозрачное кружево из несученого шелка золотисто-желтоватого цвета получило наименование блонд. В 18 веке орнамент блонд делался из тех же тонких нитей, что и фон, затем обводился по контуру более толстой ниткой.



В начале 19 века орнамент стали выполнять из более толстых нитей, выделявшихся своей плотностью и блеском на прозрачной сетке фона. Иногда контур орнамента обводился золоченой или серебряной нитью, часто блонды плелись целиком из шелка или золоченых нитей.




Орнаменты кружев почти всегда растительные и цветочные, сложносочиненные букеты, гирлянды, листья.

Рисунки для кружев, кстати, создавали большие художники, Жан Берен, Франсуа Бонем де  Фалез, Луи Булонь и Франсуа Буше
Можно оценить тонкость кружева по приложенному сантиметру.



Впрочем, на алансонских, аржантанских, валансьеннских,брюссельских кружевах тоже процветали цветы.



Кружевные изделия шантийи очень украшала кайма.



К 18 веку, когда блондовые кружева появились в России, золотистый цвет этого кружева встречался уже редко, чаще можно было встретить черный или белый.
Хозяйка домашнего раута часто одевала на голову блондовый чепец или попроще из тюля.  В чепцах с удовольствием позировали художникам.
Вот, к примеру, бабушка поэта Михаила Лермонтова Е.А. Арсеньева.



Художник Смирновский. Портрет неизвестной в белой шали.



Варвара Прозоровская, жена генералиссимуса Александра Суворова. На ней и чепец и кружевная шаль.



А это Смирнова-Россет, портрет работы Петра Соколова, одна из любовей Пушкина.



Сам Пушкин отмечал :"И девушка без блонд и жемчугов прельщать умела взоры знатоков." Хотя, мы так привыкли к виду Натальи Николаевны в кружевах, думаю, она была несогласна с мужем-поэтом.



Кроме ушедших из нашего языка в небытие "блонд" ушла еще и "фальбала" (фр. falbala).
Так назывались сборки на подоле женского платья, на портьерах  для украшения. Слово встречается у Достоевского.  Обшивали воротники кружевом или широкой фальбалой.  Фальбалой называлась оборка, которой отделывались юбки, чепцы, белье; Теперь более в ходу другое французское слово ( они и впрямь всё успели назвать !) -  рюш ( ruche), - отделка женских платьев, блузок, белья, шляп, чепцов и т. п. в виде присборенной или гофрированной узкой полоски ткани, кружева, пришитой по центру.

Еще одно слово "наколка" теперь ассоциируется с татуировками, современный школьник,пожалуй, засмеется, когда прочтет фразу в романе "Анна Каренина": " У стола сидела княгиня в наколке с лиловыми лентами, раздавая чашки и тартинки".  В былые прекрасные времена  наколками назывались кружевные украшения на голове, которые прикалывались к прическе. Сейчас они, как аксессуар,  существуют только в  костюме горничных и иногда невест, как заменитель длинной фаты.



Так же, как чепец, наколка отвечала христианской традиции, по которой замужняя женщина должна была ходить с покрытой головой , и была альтернативой платку в более элегантном варианте. Иногда её дополнительно украшали цветами.
                          



Великая княжна Ольга Николаевна на портрете Франца Винтерхальтера.



Зинаида Волконская.





А вот еще словечко, незнакомое -барбы.
     



И еще кружево использовалось на платье в виде "берт". Бертой называлась кружевная лента, которая в сложенном виде оформляла вырез платья. Когда Китти любуется собой перед зеркалом в "Анне Карениной", на ней платье с бертой :"платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки нигде не смялись и не оторвались..."
Художник Яковлев. Портрет неизвестной. 1852 год.



Варвара Бутурлина. 1852, акварель Владимира Гау. Размер талии нереальный.



Позже бертами стали называть накладные воротники.
Еще один вариант отделки выреза кружевом назывался "модести" ( в переводе с французского "скромность").
П. Ротари. Портрет В. П. Шереметевой. 1760 год. Русский музей.



В виду дороговизны блонд, всячески рекламировались заменители кружева, которые сравнивались с блондами, как идеалом: " Прекрасное название Арахны (d, Arachne), данное в прошедшем году одной шелковой материи, по которой набита мелкая сеточка, похожая на блондовую решетку, переменилась в название Блондины, которого ничего не может быть приличнее, потому что узоры кажутся под этой черной сеточкой как будто покрыты блондой" ) "Молва", 1832 г.
Великосветский быт бывало высмеивался, драма-пародия Козьмы Пруткова так и называется "Блонды" и главной завязкой сюжета является спор между графом и графиней из-за блонд. Муж обещал жене купить блонды, но проигрался в клубе.



Торговлю кружевами лучше всего описал Эмиль Золя в романе "Дамское счастье": "Тюль и гипюр ниспадали сверху, образуя белое небо, легкую завесу облаков, застилающую своею тонкой сетью утреннее солнце. Вокруг колонн, в белом трепете простершись до самой земли, спускались волны мехельнских и валансьенских кружев, похожие на пачки балерин. На всех прилавках, со всех сторон блистала снежная белизна испанских блонд, легких, как дуновение ветерка, брюссельских аппликаций, с крупными цветами на тонкой основе, кружев ручной работы и кружев венецианских, с более тяжелым рисунком, алансонских и брюггских, блиставших царственным и поистине церковным великолепием."
Дамы сумели приспособить кружева всюду, куда их только можно было приспособить.

Продолжение следует...




Tags: Живопись., Из истории моды, Кружева., Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments