vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

С миру по прялке

Какие странные дощечки и непонятные крючки .
Даниил Хармс. "Что это было ?"


Говорят, на надгробном камне одной римлянки написано :"Была добродетельна, пряла шерсть". 
Испокон веков изготовление нити, а потом из нити полотна, а из полотна - одежды, было одним из основных занятий женщины. Пусть злые языки скажут, что не эта профессия древнейшая, но уж из первых профессий точно. "Рано встала, да мало напряла" гласит русская народная пословица. Значит, поутру, кофию напимшись, надо  было быстрей за прялку садиться. На вечерки с девушками языками почесать, да песни попеть - опять с прялкой, руки тем временем работу свою делают, клубочек всё больше и больше. Возможно , поэтому, прялки так любили яркие и красивые, что надо было перед подружками похвастаться своей. Ну, как сейчас чехольчиком для мобильника.
И не было другого такого предмета в обиходе русской женщины, который так разнообразно и обильно украшался. К тому же в древние века весь путь изготовления одежды был сопряжен с системой защиты от внешнего, часто враждебного мира. Подобно тому, как средневековая дама ткала своему рыцарю рубашку для походов на неверных, которая должна была защищать его больше, чем латы, женщина своей энергетикой и всяческими заклятиями делала одежду непроницаемой для духов зла.
Наши предки оборонялись от упырей показом движения солнца вокруг земли, изображением сияющего "белого света". Отточенная веками , а где-то и тысячелетиями эстетика. Это не пошлая матрешка, без году неделя в историческом процессе и вообще японского происхождения, стараниями художника Поленова укоренившаяся в России , идея клонирования в действии.
Удивительно, что аж до тридцатых годов 20 века повторяли еще на прялках рисунки и резьбу с символикой, зародившейся во времена палеолита и энеолита. И после тысячелетней истории православия на Руси, языческая богиня Макошь присутствует на них.
Посмотрим же на наши прялки в собрании музея в Ферапонтово.



Прялок в музее очень много, остается только пожалеть, что мало места и ко многим не подойти и не разглядеть как следует.
 Подходя хронологически, их делят на период до отмены крепостничества в середине 19 века, когда использовалась только резьба и последующий, когда появилась роспись. В каждой местности был раньше собственный почерк росписи, свой стиль, по которому этнографы узнают их происхождение. Эти вот с красным рисунком и кониками - мезенские.





Роспись, буйно ворвавшаяся в мир прялок быстро освоила городские реалии и на прялках, кроме "ездочек" на санях,чаепитий за самоварами, девичьих посиделок, коней, птиц и цветов, начали появляться франтоватые парочки, верблюды и даже изображения школьных уроков.



Тут красный конь прямо, как на картине Петрова-Водкина:



Раскраска стала мирно соседствовать с архаической резьбой.



Солнце в виде солярного круга, главный охранный символ сохранялся до последнего. Это теперь главная звезда - Анджелина Джоли.



Цвета росписи негромкие, слаженные. Почему-то нынешний новодел "а ля рюсс" любит поражать немыслимыми сочетаниями ярко-красного, каким обычно у электричек морду раскрашивают, с такими же ярко-желтыми или даже такими цветами, которых и в палитре не было у русского человека раньше. Химия в расцвете возможностей.



Здесь вот сохранилось "дерево жизни".



Тут вот есть именная, перепутать невозможно, каждая другая, но если украдут - можно доказать, что твоя.



Прекрасно стилизован растительный мир.







Тут хорошо заметно влияние городской живописи.



И в подкрашенном варианте резьба сохранила древнюю символику : солярный знак и стригилл, изображающий кривыми линиями солнце в его динамике движения по небу.



Удивительно, что хозяйка прялки в 1930 году скорее всего знала, что Земля ходит вокруг Солнца, а не наоборот, но её прялка говорит о геоцентрическом, древнем представлении об устройстве мира. Солнце показано на ней во всех стадиях : кругом - в зените, половинкой вверх - на восходе, над землей, а половинкой вниз изображалось "подземное солнце", в момент, когда оно обходит землю снизу.



Раскрашены дивно. Помимо солнечного круговорота в верхней части лопаски, в нижней части изображалась земля. Ромбики и квадратики - это разделанная пашня. Ну прямо, как наш огород в разгаре лета : на одной грядке редиска в дуду пошла и зарозовела цветиками, на другой картошка синие глазки строит, на третьей укроп лимонно зеленеет.



Теперь, зная уже многое о символике резьбы разглядим вот эти, на которых наиболее древний языческий мир оставил свои следы.



На правой помимо солярных знаков и земли мы видим много квадратиков, застилающих фон. Это третья составляющая космогонии древнего человека - белый свет.
Дело в том, что свет существовал в сознании человека тогда отдельно от солнца и , читая библию , захватывающее место в самом её начале о сотворении мира, мы натолкнемся на то же самое. В первый день творения Бог создал небо и землю, а потом сказал :"Да будет свет !" И отделил свет от тьмы. Решив, что все хорошо получилось, отдохнул и создал всякие зеленя , а воду собрал в моря. И только на третий день он создал светила, большое для управления светом, малое для управления тьмой и подсветки ночью. Чтоб бардака не было, а то без управления всё перепутается, как в нашем Богом забытом Питере, где, то белые ночи, то месяцами света белого не увидишь.
На правых прялках изображены Макоши - условные женские фигуры. Макошь - языческая богиня плодородия посылала на землю благодатные дожди, поэтому под ногами у неё зигзаг, символизирующий воду. Позднее образ Макоши соединился с образом святой Параскевы Пятницы. Ее день - 28 октября и называли еще её Пятницей-Льняницей. Макошь-Пятница была одним из любимых персонажей, ей посвящено 12 народных праздников.
Таким образом, в резьбе русских прялок , также, как и наших традиционных вышивок, нет орнамента, не несущего смысловую нагрузку. Прялка - один из атрибутов женского обихода, который смог донести языческие представления от бронзового века до наших дней. Композиции, передававшиеся из рук в руки, запечатлели результаты осмысления миропорядка нашими предками еще в протославянскую эпоху.




Tags: #музеи, Вологодская область, История вещей, По нашим деревням
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments