vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

Костюм ярославской губернии

Уже в 17 веке, в момент расцвета Ярославля, когда были построены его главные достопримечательности - прекрасные церкви и сейчас радующие туристов и горожан, в городе была хорошо развита ремесленная деятельность. Одеться ярославцу не составляло труда при наличии денег. И ткани поставлялись и мануфактуры свои вскоре появились, и были мастера на все руки : швецы, шубники, сермяжники, епанечники, кафтанники, сарафанники, душегрейники, шляпники, колпачники, рукавичники, карманники. Узкая специализация обеспечивала качество продукта. Смеялись когда-то над Райкиным, который неудачно сшил пиджак в советском ателье , к пуговицам претензии есть ? Претензий нет, пришиты накрепко. А ведь так повелось не с советских времен, кафтан уже в 16 веке шили 11 мастеров ! Каждый специалист в своем.
Знать в 17 веке демонстрировала свое богачество размером и количеством одежды, одевали по 5-6 видов одежды друг на друга и её объемы были преувеличены, длины-ширины, длины рукавов. Потому купчихи Кустодиева широки в бедрах, что надето на них юбок без счету.

                                 
Богатство отделки также должно было показать стать хозяйки. 
Однако и женщины попроще,  живущие по деревням и городкам губернии выглядели хорошо, там долго сохранялись традиции, заложенные еще в давние века, и в каждой губернии были общие черты и свои отличия, по которым можно было узнать происхождение женщины, как  по говору. Кроме того можно было сразу определить её семейное положение и достаток.
Несколько лет назад в ярославском музее при Спасском монастыре была выставка под названием "Барышня-крестьянка", на которой выставлялся русский костюм из запасников музеев, в основном ярославский. Я тогда, как смогла выставку засняла и сегодня хочу поделиться фотографиями.





Женский костюм ярославен узнается по сочетанию красного цвета различных полосок и клеток. Клетка с вышитыми орнаментальными вставками - любимый ярославский мотив.



Красный и белый цвета - основополагающие и наполнены смыслом.













Белый цвет одевали на троичный день, праздник Троицы, в этот день устраивались смотрины женихов и невест.
Красный цвет - цвет праздника, красный сарафан - синоним свадебного наряда невесты. Красную рубаху с красный сарафаном одевали на сенокос, зрелище это было красивым, недаром так любили наши художники писать сенокос.
Борис Кустодиев.


Станислав Бабюк


Специальная одежда была для обрядового дня выгона скота. И мужчины одевали нарядные рубахи и женщины одевали рубахи с широким браным подолом. Подол, украшенный лентами, вышивками, на которых могли быть как курочки, так и древо жизни - языческий мотив, уходящий своим происхождением в делекие века.
И жатвенная рубаха должна была быть с красивым подолом. Он касался земли, демонстрируя связь с матерью-природой, но во время жатвы его подтыкали наверх, чтобы не мешал.










Ткани изготавливались в основном из льняного волокна и шерсти, готовый холст отбеливали и красили, используя растительные красители: корень морены, кору ольхи, дуба, груши, луковую шелуху. Такую ткань называли крашениной. Все выполнялось исключительно женщинами. Раньше в деревнях так и говорили: ткала, пряла - весь дом одевала.
Обработка льна была сложным процессом, лен мочили, теребили, часто женщины простужались в холодной воде, поэтому как предметы, которыми они пользовались - вальки,  были украшены изображениями языческих знаков, отводящих нечисть, от которой болезни, так и на одежде вышивались не просто орнаменты, а символика, несущая смысл оберега.

Сохранялись до 20 века мотивы с языческой "Роженицей".



Или "Древом жизни", вышитым тамбурным швом.



Вышивка - голубым, белым, желтым по красному фону украшала одежду, она была у каждой женщины и традиционная и в то же время своя .



С конца 19 века стали постепенно проникать вышивки, которые брали уже из приложений к журналам.



Особенную красоту наряду придавали сочетания различных рукодельных техник - филеек, связанных крючком, вышивки и прошв.



Дорогие заморские шали богатых купчих с "огурцами" тоже вдохновляли на подражание.



И родные курочки...



Ткани были не только самодельные, привозные и родные, фабричные - ситец, сатин, сукно, коленкор, плис, шелк, бархат и парча для отделки.



Украшения делались из скатного речного жемчуга, им же иногда и вышивали. Еще использовался бисер.







И паейтки.



На отделку вполне годятся и разные ленты.







А голову помимо кички и сороки на каждый день по праздникам мог украсить праздничный кокошник или венец.







Tags: Русская традиция, Этника., Ярославская область.
Subscribe

  • Рыбинский музей. Полотняное настроение

    Я уже показывала текстиль из фондов рыбинского музея когда-то. И тогда сетовала, что нет такой постоянной экспозиции. Сподобились, теперь есть зал и…

  • Рыбинский музей. Пряничные доски

    Будучи в Рыбинске защли в музей глянуть новую экспозицию. С удовлетворением отметила, что начатая в прошлом годе реконструкция площади перед…

  • Нижегородский костюм

    Побывала в Русском музее на выставке "Нижегородское искусство". Снимать нельзя. В студенческие годы была у нас любимая поговорка:"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments