vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

Наследство Курта Зигеля

Участок между Ямской и Николаевской улицами ( Достоевского и Марата сейчас ) когда-то принадлежал купчихе Марии Сидоровой. Улицы были тогда окраинными, купчиха держала при доме огород. Сейчас и не представить, гуляя по Марата, что здесь когда-то росла привольно морковка. Однако город рос и развивалась промышленность, наступая на деревенские угодья. По промышленным зданиям можно легко обрисовать тогдашние границы. Выборгская сторона, Обводный, Петроградская...Почти всё, что было построено до 17 года, до сих пор используется,  что-то приобрело новую жизнь.
Здания, оставшиеся в наследство от фабриканта Курта Зигеля, пригодились и новым владельцам нашего времени.





Инженер-механик Курт Зигель , родом из Саксонии , основал в Санкт-Петербурге предприятие по производству механизмов, приборов и принадлежностей, связанных с применением воды и газа в промышленности и быту.
Курт Зигель был купцом второй гильдии и предпринимателем новой формации, из тех, кто готов к новациям, риску и делает бизнес  с размахом. Благодаря кооперации с лучшими производителями Европы и Америки, Зигель мог предложить комплексные решения для технических задач любой сложности. Пример работы Зигеля - оборудование  ванной комнаты в новейшем для того времени решении. Зигель выполнял самые разнообразные заказы, например осуществил в 1904 году отопление бельэтажа Екатерининского дворца. Он был связан работой с Екатеринодаром и не побоялся сделать инвестиции в телефонную связь города Ростов на Дону. 
Основанный в 1877 году механический завод Курта Зигеля проектировал архитектор Иероним Китнер на участке бывших огородов купчихи Сидоровой. Ему же был заказан личный особняк Зигеля. Жить рядом с заводом было удобно, два здания, обращенные друг к другу задними фасадами были построены в разных стилях.

Завод был выстроен в популярном тогда при  строительстве промышленных зданий "кирпичном стиле". Позднее это стиль распространился и на жилую застройку.



Промышленные здания Петербурга - это  не те унылые бесконечные серые корпуса советского времени. Фасад здания красив,  кирпичная кладка сделана на совесть, любо-дорого посмотреть.



Трехэтажное здание, которое содержало контору, мастерские и магазин украшено  вставками в технике граффито   с изображениями инструментов, монограммы владельца и растительного орнамента.



При входе стоят два медведя , обнимающие дуб - символ силы и долголетия, на верху которого уличный фонарь в виде шара. Скульптуры выполнены по модели А.Л. Обера.



Здание было закончено в 1889 году, но в 1902 году потребовалась "вторая очередь", осуществленная архитектором Р.А.Берзеном. Архитектор выполнил проект в том же материале, но фасад стал более усложненным.



Глядя на кирпичные художества фасада,  легко задуматься об утраченном мастерстве каменщика и возможностях архитектора, который не был ограничен одним типоразмером кирпича.  Всевозможные "уголки", кирпич с закругленным краем и многое другое обеспечивало разнообразие кирпичной кладки. Старые кирпичные стены до метра в ширину позволяли делать глубину выступающего декора в целый кирпич.



Богатая "графика" фасадов сделала здания эпохи "кирпичного стиля" архитектурными памятниками своего времени.



В 1980 году здание было частично реконструировано, новая кирпичная вставка демонстрирует новое качество кирпича, отсюда и качество кладки. Как говорится в нашей рекламе - "почувствуйте разницу". Хотя строители честно пытались сделать порядовку аналогичную старой, а не традиционную для нашего времени : три или четыре ряда тычком, один ложком.



В 1917 году завод Зигеля был национализирован и получил наименование «Гидравлика».
Сейчас тут находится ОАО "Хронотоп".

Личный особняк Зигеля , выходящий фасадом на более престижную Николаевскую, был спроектирован в стиле французского ренессанса. Увлечению историческими европейскими стилями в то время способствовал тот факт, что архитекторы активнее путешествовали и развитие фотографии. Доступ к историческому архзитектурному наследию не мог не провоцировать на использование различных архитектурных элементов и мотивов иногда в вольном соединении веков и народов.

Изящный двухэтажный особняк имеет эркер и башенку с шатром. Тем, кому довелось путешествовать по замкам Луары. этот фасад навеет воспоминания о дворцах времен Франциска Первого.





Сочетание яркой терракоты стен с белой отделкой с широким рустом напоминает о зданиях петровского времени.
В середине фронтона можно разглядеть символы инженерной деятельности - треугольник и измеритель,а чуть ниже букву " S" - напоминание о владельце дома и его профессии.



Дом насыщен деталями: решетками, лепными карнизами и другим декором.



Декор эркера имитирует деревянные фахверковые конструкции старого французского дома.



Теперь здесь банк,  фотографировать в интерьере нельзя, самое большее - успеть щелкнуть в дверях, пока не выскочил бдительный охранник.



История семьи Курта Зигеля мне к сожалению неизвестна, даже фотографию его трудно найти.  Отношение к промышленникам дореволюционного времени, как к капиталистическим эксплуататорам, стерло почти все следы его жизни кроме "недвижимости".






Tags: Архитектура, Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments