vita_colorata (vita_colorata) wrote,
vita_colorata
vita_colorata

Categories:

Музей академии Штиглица

Известное училище будущих дизайнеров "Муха" теперь переименовано в академию художественно-промышленного дизайна имени Штиглица.  Что отчасти правильно, всё-таки оно основано стараниями Штиглица, а не Веры Мухиной, хотя я не вижу ничего стыдного в слове "училище", которое стало немодным в постперестроечные годы. И даже слово институт стало немодно, теперь у нас всё университеты да академии.  А магазины - салоны и бутики.
Вчера был солнечный день и  я решила пойти поснимать в музее при академии, поскольку в пасмурный день там с фотоаппаратом делать нечего. Выставка "Мир камня" немного мешала, но откладывать не хотелось, поймать день, чтобы было солнце и время тоже задачка не из легких.
Поскольку наснималось много, придется поделить по темам.  Сегодня я расскажу немного об истории самого музея.

Перед фасадом здания стоят красивые фонари с мальчуганами-путти . Разглядите их повнимательней, когда будете проходить мимо , все они трудолюбивые ремесленники - каждый что-то красит, выбивает из камня, у всех свое дело. Они символизируют идею училища - собрать под одной крышей умельцев разных профессий - город мастеров.
Среди всяких студенческих поверий , которые есть  в каждом вузе , есть традиция приносить им цветы, чтобы помогли на экзаменах.  Одна знакомая давно связала одному из них шапочку. Шапочку быстро приватизировали, но экзамен был сдан.


 
А история самого училища началась еще в середине 19 века.



Началась она с художественно-промышленной выставки 1851 года в Лондоне в знаменитом Хрустальном дворце. Это было эпохальное событие , оно имело отголосок во всем мире вплоть до Америки и при случае, как соберусь,  я о нем расскажу.
Выставка ознаменовала собой определенный этап в развитии капиталистического производства. Вся предыдущая история вещей человечества была связана с кустарным производством. Всё делалось вручную и носило отпечаток индивидуальности, потому что любой, кто что-то делает своими руками подтвердит, как бы ты ни хотел повторить что-то один к одному, оно будет хоть на йоту другим уже потому, что каждую вещь мы делаем в определенном настроении, она сохраняет "энергетику момента".
И вдруг оказалось, что возникли фабрики и заводы и вещи можно делать поточно при помощи машин, станков и всякого оборудования. Осмысление этого привело к мысли, что должна появиться новая профессия художника (которого тогда не называли еще дизайнером) для создания разработок в разных областях.  Кто-то должен рисовать паттерны для ткани, кто-то придумывать мебель и так далее.
Комиссия под руководством сэра Генри Коула пришла к выводу о необходимости реформ и создания художественно-промышленных училищ. А немецкий теоретик Готфрид Земпер написал вскоре книгу "Наука, промышленность и искусство" в которой заложил идею обучения по отдельным специальностям. В 1854 году Земпер сам возглавил архитектурное отделение новой школы. открывшейся в Цюрихе.
В соответствии с новым поветрием по всей Европе открылись новые учебные заведения, а какие-то были реформированы , как например Национальная школа искусств и мануфактур в Париже, которая была основана еще в 1829 году. Преподавание переходило от узкого обучения навыкам ремесла к инженерному подходу.
В Англии созданию новых школ способствовал знаменитый Уильям Моррис.
Европейское поветрие донеслось и до России. В 1876 году меценат и миллионер Александр Штиглиц подал высочайшее прошение о создании училища, на что получил разрешение.
Александр Штиглиц был сыном Людвига Штиглица, который когда-то покинул свой немецкий городишко и отправился пытать счастья в Россию. Россия была тогда непаханым полем для приложения всяких талантов, в том числе и коммерческих. И всячески здесь преуспел, став бароном за заслуги в финансовых операциях для царя, нажив состояние аж в 300 миллионов (был одним из самых богатых людей России). Александр , получив такие несметные сокровища, стал заниматься благотворительностью. На создание училища был отдан миллион, что сами понимаете, его совсем не разорило. училище было названо в честь отца Людвига Штиглица.  Главный зал украшала статуя Александра Штиглица работы известного скульптора Антокольского, скинутая после Октябрьской, сейчас восстановленная. вот он сидит между пролетами лестницы, заставленный ларьками со всякими бусиками и смотрит во что же превратилось его детище .


С лестницей, кстати, связано еще одно студенческое поверье - ходить только по левой стороне, потому что по правой ходит Муза, не дай бог толкнуть, останешься надолго без вдохновения, если наступишь ей на ногу.
Училище не сразу развивалось в этом здании, но вскоре стало ясно, что надо строить собственное. Этим занялся архитектор Максимилиан Месмахер, который потом в нем же и преподавал. Строили  с размахом и к 1896 году построили.  Во время войны здание было повреждено, бомба попала в стеклянный купол. теперь он восстановлен, но не таким, каким был раньше, потому что двойной стеклянный купол состоял из верхнего прозрачного и нижнего с витражами. Витражи пропали, хотя и без них в зале достаточно темно.


Месмахер строил в эпоху увлечения историческими стилями, ренессанс был одним из самых популярных. Так что зал,  в котором проводились выставки студентов напоминает итальянский дворик с характерными арками и сдвоенными колоннами.
Копий рельефов Пергамского алтаря раньше не было. В зале Юрий Мамин снял фрагмент своего фильма " Не думай про белых обезьян". Когда-то тут состоялась самая первая выставка объединения "Мир искусства".
В промежутке между куполами была когда-то оранжерея, по слухам её хотят восстановить. В оранжерее росли всевозможные растения, которые студенты рисовали и создавали на этой основе свои дизайны. На дворе уже был модерн с его любовью к флоральным мотивам.
Здание было задумано из двух частей : непосредственно школа и музей, в котором студенты могли бы посмотреть образцы того, чему их учат в лучшем виде.  Два этих объема не были разделены между собой, но легко понять, где начинается музей, там начинаются росписи.  Залы музея были оформлены в разных стилях. Есть флорентийские, с гротесками на потолках и стенах.










Гротеском назывался фантастический мотив, фигуры женщин, зверей переходили вольно в завитки, деревья, орнамент. Популярный после открытия золотого дворца Нерона , взявший за основу слово "грот", так-как изначально росписи были в гротах,  этот вид художественной росписи активно использовался в дворцовых интерьерах.


Флорентийские залы содержали , как настоящие экспонаты времен итальянского ренессанса, так и те, что были сделаны как копии учениками. Их посылали в заграничные поездки и там они делали обмеры. рисунки, копировалось всё очень тщательно, так что сложно, гуляя по музею определить подчас, где подлинное,  а где нет.


С изобретение гальванопластики было сделано много копий с настоящих золотых и серебряных чаш, кубков и блюд времен ренессанса. На блюдо из более дешевого материала,  например медное, наносился тонкий слой серебра или золота.



Или вот античный  кубок, тоже копия.


Ренессансные потолки прихотливо перемежались с русским стилем.



Разнообразие росписей - хорошая школа для студентов по специальности "Живопись".



Мой любимый зал этот вот, в котором проводятся выставки.



Есть еще такой вот с гербами и кессонированным потолком, стены его отделаны резными деревянными панелями, во время выставок, их,  к сожалению, не видно.



Кованые решетки работы петербургской фабрики Сангалли.







Полы выполнены из метлахской плитки, популярной в это время.


Музей развивался быстро, благодаря пожертвованиям семьи Штиглиц. На его развитие было отдано 10миллионов рублей. Одним из членов семьи активно занимавшимся музеем был Александр Половцов, зять Александра Штиглица, неутомимый коллекционер. Благодаря ему в коллекцию музея попали вещи из раскопок Шлимана в Трое. Генрих Шлиман прожил в России долго , почти 20 лет и тоже сделался тут богатым человеком. Он женился в России, но брак был неудачным. Шлиман не мог развестись в России, но сумел это сделать в Америке по американским законам, так-как имел американское подданство. После этого путь в Россию ему был заказан,  к тому же он делал поставки в Крымскую войну и товар оказался бракованным, после чего Александр Третий пообещал его повесить, буде он ступит на российскую землю снова.
Археолог-дилетант он снес холм Гиссарлык совсем не по правилам принятым археологической наукой, за что был отправлен учеными-археологами гореть в аду, но попал в историю. Находки, коих было много, он пытался отдать в ведущие музеи мира, дабы увековечить свое имя, но Лувр отказался от сомнительной коллекции, которая не была толком атрибутирована и в тот момент непонятно даже к какому времени относилась. Только сам Шлиман был уверен, что это была настоящая Троя.
Британский музей отказался, а вот Россия пригласила Шлимана пожертвовать часть коллекции. Половцов активно способствовал этому и музей училища получил вещи из раскопок Шлимана. Основная часть коллекции попала в Берлин.
Эти не очень приметные вазочки  на самом деле одни из самых древних экспонатов и настоящие.



Греческая трогательная керамика и  стеклянные бусики, многие студенты -керамисты и художники по стеклу вдохновлялись ими.







Залы музея, ренесаннсные, русский, готический, три французских, посвященных Генриху Второму, Людовику 15 му и 14му,  обросли экпонатами так, что стали напоминать антикварную лавку.  24 тысячи с гаком экспонатов было в музее училища. Прикосновение к прошлым векам не только воспитывало художников, оно рождало мистические легенды. Одна из бывших студентов Мухи писательница Наталья Галкина придумала легенду про царевну, которая спала в гробу, и написала роман , реальность в нем соединена  с мистикой.
Музей, действительно, навевает такие идеи.


Однако наступила Великая Октябрьская и прекратила всё это безобразие.  Училище было закрыто, экспонаты переданы в Эрмитаж, не знаю уж в каком количестве. Там они и находятся в основном и , когда Вы будете гулять по Эрмитажу, вспомните добрым словом Штиглицей на деньги которых приобреталось добро.
История с золотом Шлимана достаточно мутная. В советское время я слышала и не раз, что золото появилось как раз в момент передачи части находок музею училища. Видимо, это была удобная версия. Однако потом были опубликованы факты того, что золото забрали из Берлина после Великой Отечественной и поделили  между Эрмитажем и Пушкинским музеем.
Училище в теперешнем виде было воссоздано после войны, когда понадобились реставраторы. в 1953 оно получило имя Мухинского на время. Начал восстанавливаться музей.  И теперь кое-что в экспозиции есть, отданное Эрмитажем и накопленное вновь и посмотреть на это очень даже интересно.  Но об этом дальше.





Tags: #музеи, Интерьеры, История вещей, Музеи, Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments