?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С миру по прялке

Какие странные дощечки и непонятные крючки .
Даниил Хармс. "Что это было ?"


Говорят, на надгробном камне одной римлянки написано :"Была добродетельна, пряла шерсть". 
Испокон веков изготовление нити, а потом из нити полотна, а из полотна - одежды, было одним из основных занятий женщины. Пусть злые языки скажут, что не эта профессия древнейшая, но уж из первых профессий точно. "Рано встала, да мало напряла" гласит русская народная пословица. Значит, поутру, кофию напимшись, надо  было быстрей за прялку садиться. На вечерки с девушками языками почесать, да песни попеть - опять с прялкой, руки тем временем работу свою делают, клубочек всё больше и больше. Возможно , поэтому, прялки так любили яркие и красивые, что надо было перед подружками похвастаться своей. Ну, как сейчас чехольчиком для мобильника.
И не было другого такого предмета в обиходе русской женщины, который так разнообразно и обильно украшался. К тому же в древние века весь путь изготовления одежды был сопряжен с системой защиты от внешнего, часто враждебного мира. Подобно тому, как средневековая дама ткала своему рыцарю рубашку для походов на неверных, которая должна была защищать его больше, чем латы, женщина своей энергетикой и всяческими заклятиями делала одежду непроницаемой для духов зла.
Наши предки оборонялись от упырей показом движения солнца вокруг земли, изображением сияющего "белого света". Отточенная веками , а где-то и тысячелетиями эстетика. Это не пошлая матрешка, без году неделя в историческом процессе и вообще японского происхождения, стараниями художника Поленова укоренившаяся в России , идея клонирования в действии.
Удивительно, что аж до тридцатых годов 20 века повторяли еще на прялках рисунки и резьбу с символикой, зародившейся во времена палеолита и энеолита. И после тысячелетней истории православия на Руси, языческая богиня Макошь присутствует на них.
Посмотрим же на наши прялки в собрании музея в Ферапонтово.



Прялок в музее очень много, остается только пожалеть, что мало места и ко многим не подойти и не разглядеть как следует.
 Подходя хронологически, их делят на период до отмены крепостничества в середине 19 века, когда использовалась только резьба и последующий, когда появилась роспись. В каждой местности был раньше собственный почерк росписи, свой стиль, по которому этнографы узнают их происхождение. Эти вот с красным рисунком и кониками - мезенские.





Роспись, буйно ворвавшаяся в мир прялок быстро освоила городские реалии и на прялках, кроме "ездочек" на санях,чаепитий за самоварами, девичьих посиделок, коней, птиц и цветов, начали появляться франтоватые парочки, верблюды и даже изображения школьных уроков.



Тут красный конь прямо, как на картине Петрова-Водкина:



Раскраска стала мирно соседствовать с архаической резьбой.



Солнце в виде солярного круга, главный охранный символ сохранялся до последнего. Это теперь главная звезда - Анджелина Джоли.



Цвета росписи негромкие, слаженные. Почему-то нынешний новодел "а ля рюсс" любит поражать немыслимыми сочетаниями ярко-красного, каким обычно у электричек морду раскрашивают, с такими же ярко-желтыми или даже такими цветами, которых и в палитре не было у русского человека раньше. Химия в расцвете возможностей.



Здесь вот сохранилось "дерево жизни".



Тут вот есть именная, перепутать невозможно, каждая другая, но если украдут - можно доказать, что твоя.



Прекрасно стилизован растительный мир.







Тут хорошо заметно влияние городской живописи.



И в подкрашенном варианте резьба сохранила древнюю символику : солярный знак и стригилл, изображающий кривыми линиями солнце в его динамике движения по небу.



Удивительно, что хозяйка прялки в 1930 году скорее всего знала, что Земля ходит вокруг Солнца, а не наоборот, но её прялка говорит о геоцентрическом, древнем представлении об устройстве мира. Солнце показано на ней во всех стадиях : кругом - в зените, половинкой вверх - на восходе, над землей, а половинкой вниз изображалось "подземное солнце", в момент, когда оно обходит землю снизу.



Раскрашены дивно. Помимо солнечного круговорота в верхней части лопаски, в нижней части изображалась земля. Ромбики и квадратики - это разделанная пашня. Ну прямо, как наш огород в разгаре лета : на одной грядке редиска в дуду пошла и зарозовела цветиками, на другой картошка синие глазки строит, на третьей укроп лимонно зеленеет.



Теперь, зная уже многое о символике резьбы разглядим вот эти, на которых наиболее древний языческий мир оставил свои следы.



На правой помимо солярных знаков и земли мы видим много квадратиков, застилающих фон. Это третья составляющая космогонии древнего человека - белый свет.
Дело в том, что свет существовал в сознании человека тогда отдельно от солнца и , читая библию , захватывающее место в самом её начале о сотворении мира, мы натолкнемся на то же самое. В первый день творения Бог создал небо и землю, а потом сказал :"Да будет свет !" И отделил свет от тьмы. Решив, что все хорошо получилось, отдохнул и создал всякие зеленя , а воду собрал в моря. И только на третий день он создал светила, большое для управления светом, малое для управления тьмой и подсветки ночью. Чтоб бардака не было, а то без управления всё перепутается, как в нашем Богом забытом Питере, где, то белые ночи, то месяцами света белого не увидишь.
На правых прялках изображены Макоши - условные женские фигуры. Макошь - языческая богиня плодородия посылала на землю благодатные дожди, поэтому под ногами у неё зигзаг, символизирующий воду. Позднее образ Макоши соединился с образом святой Параскевы Пятницы. Ее день - 28 октября и называли еще её Пятницей-Льняницей. Макошь-Пятница была одним из любимых персонажей, ей посвящено 12 народных праздников.
Таким образом, в резьбе русских прялок , также, как и наших традиционных вышивок, нет орнамента, не несущего смысловую нагрузку. Прялка - один из атрибутов женского обихода, который смог донести языческие представления от бронзового века до наших дней. Композиции, передававшиеся из рук в руки, запечатлели результаты осмысления миропорядка нашими предками еще в протославянскую эпоху.




Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
6 сент, 2010 14:49 (UTC)
"На памяти усталой много зла..."
Сейчас изучала книгу академика Рыбакова, точнее два тома, но вообще прочла за жизнь много всего, а по народному искусству книги читаю и собираю.
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
6 сент, 2010 15:15 (UTC)
Сын сейчас Шпенглера читает, "Закат Европы" и пыхтит, но упирается всем чем может, пятками в пол, локтями в стол.
Всё дело в привычке к определенной терминологии и думанию над чем-то постоянно вместо делания чего-то. Я больше занята деланием, но стараюсь разминать мозги и читать умственное.Многие, занимающиеся философией, всякими сложносочиненными науками, легко манипулируют научными лексемами и так привыкают ими говорить, что с трудом переходят на разговорный русский. Яркий пример - мои родители. Отец много преподавал и подрабатывал вождением экскурсий, всё, что он мне объяснял и рассказывал как-то само входило в голову без всяких с моей стороны усилий. У него была от природы удивительная ясность ума и абсолютно понятный почерк. И очень красивый. Мама была научный работник и на все вопросы отвечала так, что надо было напрягаться, чтобы её понять, сыпались лингвистические термины.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
5 сент, 2013 07:34 (UTC)
И что ? Солярный круг и Макошь уже отменены ?
coly_nadiya_je
6 сент, 2010 17:07 (UTC)
спасибо за содержательный пост!мы все это во время учебы изучали и копировали,прямо вспомнила золтую молодость...а сейчас не знаю даже преподают всё это в нашей " альма матер"(я заканчивала абрамцевское худ.-пром. училище)или нет?про строгановку мне говорили люди,которые преподают там на кафедре мебели,что нынешние студенты почти не умеют работать руками,все больше на компьютере.и я могла в этом убедиться на последней выставке"евроэкспомебель",где были сплошь банеры.поэтому очень радостно встречать на сраницах жж именно "рукодельных"персонажей...очень зацепили геометрические орнаменты-как-то неожиданно дизайнерские,достану таблицы бобринского и присмотрюсь попристальнее...
vita_colorata
6 сент, 2010 17:20 (UTC)
Меня тоже вдохновляют цветовыми сочетаниями, орнаментикой, многим, даже важно иногда, чтобы был вообще толчок, чтобы появилось желание что-то делать, пусть очень далекое от этого. Бывает, что рождаются вещи, про которые никто не догадается, чем они были вдохновлены. Это всегда интересный путь, я надеюсь, что у меня получится облечь в слова как-нибудь вопросы психологии творчества, разложить это по каким-то полкам.
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
28 мар, 2015 18:29 (UTC)
Вам надо дать приз за самый долгий диалог в моем ЖЖ. Я Вам отвечу через три года, если жива буду.
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
29 мар, 2015 19:47 (UTC)
Re: всё просто
Спасибо. У меня нет аккаунта на фейсбуке.
А фотографии... Если у сына даже православный сайт стащил фото без указания авторства, так что ж об этом говорить. Но иногда оригиналы фотографий покупают для журналов и сайтов.
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
29 мар, 2015 21:00 (UTC)
Re: всё просто
А Вы уверены в том, что это просто геометрические рисунки, которые повторялись из века в век ?
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
29 мар, 2015 22:25 (UTC)
Re: всё просто
Орнаменты в русском костюме тоже ничего не означают ?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
29 мар, 2015 23:09 (UTC)
Re: всё просто
Лихачев его не за это пинал, а за лингвистические выводы, где он был в большей степени профаном.
vita_colorata
29 мар, 2015 23:07 (UTC)
Re: всё просто
Интересно, Вы всем народам Земли отказываете в наличии символики в орнаментах или только русскому ?
Отчего же, если украинская бабушка берет и сама расписывает свою хатку, то русский человек не мог сам расписать свою мебель ? Или сам вырезать что-то ? У нас на даче много мужиков без всякого специального образования режут по дереву, кто-то и наличники себе делал. Отчего же обязательно всем обращаться к мастерам ?
И почему Вы делаете вывод, что не было никакого крестьянского искусства до 19 века ? Если не осталось примеров древнегреческой живописи, то это не значит, что её не было. Габе в своей книге 1941 года пишет о расписных домах Карелии 18 века и о заимствовании некоторых элементов из городской архитектуры.
Я знаю какие бои идут между разными кланами ученых, сама ездила по молодости в археологические экспедиции и слышала, как схлестываются те, кто за разное происхождение Рюрика.
lira_17
23 окт, 2016 21:27 (UTC)
Re: всё просто
Здравствуйте!
Меня Очень заинтересовала ваша беседа.
Не могли бы вы накидать ссылок по вот этой теме:"Появление каждого из этих мотивов, скажем, в резьбе, прекрасно объясняется без чуши про Тайны Славян".
Это крик души, так как я преподаю в школе и вот эти вот бредни есть, например, в программе по Изобразительному искусству.
Мне близка ваша точка зрения, но нет достаточных знаний в этой области ДПИ и времени на изучение больших текстов.
Заранее спасибо.

Edited at 2016-10-23 21:30 (UTC)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
vita_colorata
7 сент, 2010 05:49 (UTC)
Природа украшает себя цветами, человек учится у природы. Многое в нашей русской рукодельной культуре прекрасно, потому-что передавалось из рук в руки веками и каждый стремился улучшить, подправить. История обкатала, как большая река камень до идеально ровного состояния.
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Profile

vita_colorata
vita_colorata

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner