?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мозаики Айя Софии



В Святой Софии испытываешь удивительные ощущения от близости истории. То нацарапанный автограф крестоносца, то крест на стене.



Её стены хранят следы перестроек  и ремонтов и оттого кажутся еще более древними, сколько людей над ней трудилось, сколько молилось, сколько пряталось за её стенами в годины бедствий.  Эта энергетика места очень действует, кажется – останься здесь на ночь,  и она наполнится призраками в тогах и доспехах и сами стены её возопиют. Для археолога она объект исследования, здесь каждый камень может рассказать о чем-то.

Отдельная история – мозаики Айя Софии. Они появились позже и, к сожалению, были во многих местах сбиты турками, заметно, что на размер вытянутой руки с саблей, но частично заштукатурены, « рука бойца колоть устала. «  То, что было заштукатурено – осталось жить. Мозаики были расчищены в 1935 году, когда Айя София была превращена в музей.

Мозаики в начальный период византийского искусства  были в основном орнаментальными. То, что считается относящимся к периоду Юстиниана.

В первые века христианства на стенах храмов были орнаменты, пейзажи и животные. Верующим нужны были образы своих святых,  но не было еще установившегося канона.

Иисус Христос мог быть изображен в виде доброго пастыря молодым и в латах римского легионера. Зеленый цвет фона символизирует юность и бодрость жизни. Мозаика 6 века в Равенне.

Стадо овечек довольно рано стало символом паствы. Постепенно формировалась  сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души, а якорь — олицетворением надежды на спасение и вечную жизнь. Павлин – бессмертия. Петух - рассвет, возрождение дня. Конь - двоякий символ: начинающей жизни и жизни угасающей. Грифон - власть над небом и землей. Заяц - возрождение и свет во тьме. Олени , пьющие воду – символ христианских душ, жаждущих приобщения к вере, чаша с водой – символ крещения.  Виноградная лоза – символ крови Христовой, кто-то вспомнит любимый сюжет резьбы иконостасов времен барокко – вьющаяся виноградная лоза. Хлеб – тело Христово. Сложился язык символов, понятный христианину.

 Довольно быстро установилось отдельное отношение к золоту, византийские мозаики в основном делались на золотом фоне. Золото в храме для византийца  – совсем не нынешний синоним богатства. Оно символизировало божественный свет. Мозаики , в отличие от античных, которые делались из гальки, выполнялись из смальты. Смальта , благодаря своей неровности создает на поверхностях зыбкий отсвет, менее ровно ложащийся и от этого таинственный.

Период иконоборчества остановил на некоторое время поиск художественных образов святых, но после него процесс продолжился. На мозаиках, сохранившихся в Айя Софии , можно увидеть более поздние изображения уже в привычном нам, каноническом, устоявшемся виде.

В апсиде находится изображение богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью, потому она владычица храма. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует Красоту, Фотий написал о ней:» Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины «. Красота для византийца была синонимом божественности, неслучайно была изгнана одна из императриц, не отличавшаяся красотой. Цвет одежды – темно-синий на золотом фоне – возвышенный, сочетание, связанное позже с имперским духом наполеоновского времени.

По преданию мозаика была выполнена греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев. (умер в 854 году).



Ангел, предстоящий перед Богоматерью.



 На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц , он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.

Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии.
Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.





Около 878 года были созданы образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев.  Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях , выполненных в патриарших мастерских. Фигуры столпообразны, исполнены достоинства , символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.





Во времена пребывания на  троне Константина Мономаха (1042-1056 гг) исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. В мозаике появилось много тонких оттенков, создающих сложную живописную гамму, правда, при этом несколько утратилась цельность и величественность предыдущих периодов.
Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII , изображенная юной красавицей ( ей было на самом деле в тот момент 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар.



История вносила свои коррективы, Зоя была трижды замужем, Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, "портрет" предудыщего мужа был сбит и замененен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась снова на трон, голову восстановили, что опять-таки говорит о византийской традиции использовать рачительно художественное наследие в новых целях.





На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты другой императорской семьи :императора Иоанна Комнина и его жены Ирины , стоящих слева и справа от Богородицы.
Императрица была венгерской принцессой Пирошкой ,что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло, родилась в городе Эстергоме в 1088 году, замуж её выдали вопреки её желанию. В Константинополе она приняла православие и имя Ирины.




Там также находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус).





Если сравнить три приведенных изображения Христа в Святой Софии, можно заметить развитие его образа и приближение к канону, который нам хорошо известен.



Мозаика выполнена очень живописно. Золотые "тени" - лучики богоносного света, которые традиционно изображаются на одежде святых.



Наше русское искусство подхватило византийскую традицию в момент крещения Руси, мозаики Софии Киевской перекликаются с мозаиками Святой Софии Константинопольской. 


Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
dasha_poznyak
9 авг, 2012 11:08 (UTC)
Деисус самая любимая там )))

vita_colorata
9 авг, 2012 14:22 (UTC)
Мне, пожалуй, нравится Ирина, мне нравится цветовая гамма и декоративность мозаики.
born_in1978
9 авг, 2012 11:29 (UTC)
А исламские узоры там есть? Или только надписи на турецком в арабском алфавите?
vita_colorata
9 авг, 2012 14:15 (UTC)
Есть, я дальше выложу несколько фотографий интерьера, где успели стены отделать изникской керамикой.
ingr
9 авг, 2012 11:40 (UTC)
Хорошее место.
vita_colorata
9 авг, 2012 14:16 (UTC)
Энергетически очень сильное.
(без темы) - ingr - 9 авг, 2012 14:40 (UTC) - Развернуть
1_9_6_3
9 авг, 2012 13:27 (UTC)
Спасибо за прекрасные фотографии!
И сразу руки потянулись к лазаревской "Истории византийской живописи"... О мозаике со Львом VI он пишет (1947 г.): "Вторая из открытых в Софии мозаик заполняет люнету над главной дверью, ведущей из нарфика в храм. В эпоху Юстиниана центральная люнета, подобно всем остальным люнетам восточной стены нарфика, была украшена изображением креста. В эпоху Льва VI (886-912) этот абстрактный символ, столь излюбленный иконоборцами, уступил место фигурной композиции... Крупные приземистые фигуры очень близки по стилю к миниатюрам Парижского кодекса Гргория Назианзина. Мы не находим здесь каллиграфически тонкой линейной разделки, как в памятниках XI века, все формы даются крупными планами. Сочные лица сохраняют еще немало от чувственной прелести образов VII века (в этом отношении особенно типична голова ангела), в них нет подчеркнутой сухости ликов Комниновского искусства. Мозаичная кладка отличается свободным, непринужденным характером, но по сравнению хотя бы с никейскими мозаиками она обнаруживает тенденцию к усилению линейного начала: кубики выстраиваются в более ровные ряды. Однако они не образуют графически четких линий, как в позднейших мозаиках. В их свободном, "прерывистом" расположении, создающем впечатление тонкой живописной вибрации, дают о себе знать пережитки античного импрессионизма..."
vita_colorata
9 авг, 2012 14:20 (UTC)
Лазарев - один из самых известных исследователей, которого когда-то изучали, когда приходилось сдавать экзамен по истории искусства. Сейчас читала некоторые новые книги и вижу, что с ним спорят.
1_9_6_3
9 авг, 2012 13:45 (UTC)
Кстати, Деисус, завершающий Вашу подборку фотографий, более ранний - второй четверти XII века.
vita_colorata
9 авг, 2012 14:21 (UTC)
Ну, он ведь более поздний, чем первые два.
vakomi
9 авг, 2012 13:59 (UTC)
=== Наше русское искусство подхватило византийскую традицию в момент крещения Руси, ===
идиоты! читайте надписи. всё по русски на старославянском.
vita_colorata
9 авг, 2012 14:14 (UTC)
Надписи на греческом, а старославянская азбука создавалась с помощью просветителей Кирилла и Мефодия6http://vita-colorata.livejournal.com/175848.html Если Вы видите там знакомые буквы, то это не означает, что они старославянские.
ryzhervind
9 авг, 2012 19:04 (UTC)
Какая тонкая работа!
vita_colorata
10 авг, 2012 08:07 (UTC)
Да, большое мастерство.
uchitelj
25 авг, 2012 16:14 (UTC)
Спасибо. А орнамент на 3 - из Софии? И это действительно мозаика, не фреска?
vita_colorata
25 авг, 2012 20:40 (UTC)
Это конкретно фреска. Я прочла в книге, что были орнаментальные первые мозаики, но не нашла где. К сожалению, какая то информация попалась уже после поездки.
(без темы) - uchitelj - 26 авг, 2012 07:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vita_colorata - 26 авг, 2012 07:24 (UTC) - Развернуть
aviculus
25 авг, 2012 16:53 (UTC)
Спасибо!
Было бы интересно сделать отдельную подборку про те мозаики из Св.Софии, которые относят к первоначальному убранству.
vita_colorata
25 авг, 2012 20:44 (UTC)
Да, но я не нашла нигде информации, где они конкретно находятся кроме упоминания, что они не содержали еще изображений святых и императоров, а только геометрические орнаменты.
(без темы) - aviculus - 26 авг, 2012 08:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vita_colorata - 26 авг, 2012 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aviculus - 26 авг, 2012 09:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vita_colorata - 26 авг, 2012 09:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aviculus - 27 авг, 2012 10:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vita_colorata - 28 авг, 2012 07:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aviculus - 28 авг, 2012 09:04 (UTC) - Развернуть
ser_serg
25 авг, 2012 20:51 (UTC)
Прекрасная подборка!
Спасибо Вам огромное!
aramis7
26 авг, 2012 06:32 (UTC)
впечатляюще!)
popova_art
30 ноя, 2012 09:33 (UTC)
Спасибо за Ваш прекрасный журнал!
vita_colorata
1 дек, 2012 12:19 (UTC)
Пожалуйста. Рада подружиться !
irisinlove
25 янв, 2013 22:36 (UTC)
Спасибо огромное за такое колличество прекрасных фотографий. Деисусный чин потрясает своей лиричностью.Он больше живопись, чем мозаика. Надеюсь когда-нибудь я увижу все своими глазами. Со школы мечтаю!
Но кто это на пятой фотографии? Это падший ангел? Я никогда не видела такого изображения. Жуть как страшно. Простите за мою безграмотность. Но гугл не ищет.
vita_colorata
26 янв, 2013 12:37 (UTC)
Шестикрылый серафим, помните у Пушкина :"...и шестикрылый серафим на перепутье мне явился..." В книге пророка Исайи описан так:"Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал."
(без темы) - irisinlove - 28 янв, 2013 09:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vita_colorata - 28 янв, 2013 09:52 (UTC) - Развернуть
( 38 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

vita_colorata
vita_colorata

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner